Про Тристана и Изольду

 photo 0519_TampI_s01_zps641b30d2.jpg

Звёзды как-то по-иному повернулись, а может, почти все фотографы разъехались по отпускам, но мне доверили съёмку в опере. За что, конечно, я очень благодарен. Вчера мне досталась премьера "Тристана и Изольды".
Вагнеровские оперы я люблю, но не в театре. Насколько гениальна их музыкальная ткань, передающая малейшие чувственные оттенки, настолько же примитивны они драматургически. А уж "Тристан и Изольда" с этой точки зрения - монументальная манная каша. Вещь эта считается очень сложной для исполнителей заглавных ролей. Выдержать столь плотную и протяжёную вокальную нагрузку действительно под силу далеко не любому певцу. Помню, как моя учительница восторженно рассказывала о том, что один тенор, готовясь к самой первой постановке "Тристана и Изольды" сошёл с ума! А другой, дотянувший таки до премьеры, умер после четвёртого представления в возрасте, представляешь, 29 лет! А ещё два дирижёра скончались за пультом посреди второго акта! А я тогда ещё думал: "Что в том замечательного? Опера же не война..."
При всей сложности музыкальной составляющей, само действие представляет всего три эпизода древней легенды. Фабула романа Томаса Британского упрощена и уплощена до предела, многие персонажи утеряны, сюжетная линия оставлена лишь одна. Сражение с Морхультом существует лишь во флэшбеке, освобождение Ирландии от дракона отсутствует, нет ни подмены Изольды Брангеной в королевской постели, ни изгнания Тристана, ни борьбы чувств и долга у основных персонажей. Вычеркнута и вторая Изольда с тристановым мечом в кровати, несчастной ревностью и мотивами древнегреческих мифов. Зато отсутствующее пространство щедро заполнено мелодраматическими наборами слов. Тосканини, кажется, говорил, что будь герои итальянцами, на фоне такой чувственной музыки они давно бы наделали кучу детей прямо на сцене. Но поскольку Тристан и Изольда у Вагнера получились немцами, они не прекращают разговоров, находя всё новые эпитеты к одним и тем же понятиям, а когда слова кончаются, повторяют по кругу. Учитывая биографию композитора, думаю, что он таким образом описал любовный треугольник, участником которого являлся сам, натянул на эту обыденную мелодраму многогранный сюжет легенды, а "лишнее" обработал напильником. Посмотрел на то, что получилось, и приправил результат темой "напитка смерти", навеянного, скорее всего, Шекспиром. Ведь во всех вариантах исходного мифа Изольда вовсе не собиралась травить Тристана, да ей и нечем было.
Но какая музыка сопровождает всю эту клюкву! Вагнер с ходу даёт слушателю по голове неразрешаемым аккордом: готовься, то ли ещё будет! А дальше предельные фразы, когда кажется, что вот-вот - и солист задохнётся, тончайшая оркестровая нюансировка. И конечно, дуэт "Умрём, чтобы жить вместе" во втором акте. И конечно, рожок в третьем. И конечно, финал. Мне всегда казалось, что правильнее называть "Тристана и Изольду" не оперой и не музыкальной драмой (как обозначил своё творение сам Вагнер), а поэмой для оркестра и голосов.
Наверное, так сложна эта вещь для театральной постановки потому, что настоящего театра в ней практически нет. В "Новой опере" не стали искать новых сценических решений. Специалисты утверждают, что источником вдохновения для режиссёра и художника стала венская малеровская версия 1902 года. Я, конечно, не специалист, но для меня очевидны заимствования из спектакля 2007-го в "Ла Скала". Но если в Милане костюмы и сценография не входили в противоречие, то в московский спектакль стал сильно эклектичным. Зато порадовали приглашённые солисты. Ну, солистка в большей степени. Действительно, и Клаудиа Итен, и Михаэль Баба - настоящие "вагнеровцы", мощные марафонцы с богатейшим вокальным инструментарием. При этом швейцарка ещё обладает настоящим драматическим талантом, чего не скажешь о немце. Баба провёл всё время на сцене лишь с двумя выражениями лица, к тому же, в отличие от Итен, он разогрелся лишь ко второму акту, в начале которого обидно киксанул. Хорошо, что не во время "Умрём, чтобы жить вечно вместе".
Наверное, стоило дождаться страданий Изольды в исполнении Итен в третьем акте. Но мне ещё надо было сделать отбор карточек, и я ушёл во втором антракте. Но дома таки послушал соло английского рожка, чего и вам желаю.


Collapse )